четверг, 7 февраля 2013 г.

кинжалы копья оружие рыцарей орден

8)"зимний" вариант белого "господского" плаща (также подбитый овчиной или козьим мехом)."Зимние" полукафтанья и плащи были введены после переноса деятельности Тевтонского ордена из Святой Земли в суровые условия Прибалтики.Тевтонские военные полукафтанья XII-XIV вв., доходившие до колен, в своей верхней части (до пояса) плотно прилегали к доспехам, расширяясь ниже пояса наподобие юбки.Укороченные военные полукафтанья XV-XVI вв. тесно прилегали к нагрудникам (сменившим к тому времени кольчатую броню).С введением цельнокованых ("белых") лат полукафтанья вышли из употребления, и орденский крест начали рисовать, а у Верховных магистров и высших должностных лиц ордена ("гебитигеров" или "гроссгебитигеров") - чеканить прямо на нагрудниках.Кожаные башмаки и поясные ремни членов Тевтонского ордена были коричневого цвета. Таким образом, соблюдалось уставное требование ограничиваться употреблением только "церковных" цветов: белого, серого, черного и коричневого. Членам ордена запрещалось иметь какие-либо украшения на одежде, обуви, поясах, ножнах, древках копий, колчанах и шпорах. Запрещалось также украшать конскую сбрую. В то же время не сохранилось никаких упоминаний о наличии на копьях "братьев" Тевтонского ордена белых флажков-флюгеров с черными орденскими крестами (в то время как сохранились, к примеру, изображения рыцарей-тамплиеров с подобными копейными флажками).В качестве головного убора тевтонские рыцари носили круглую шапочку белого цвета с плоским верхом (в Уставе им особо запрещалось ношение остроконечных головных уборов).На основании сохранившихся изображений можно предположить, что в начальный период истории Тевтонского ордена его "братья-рыцари" носили "конвентуальные" кафтаны и шапочки серого цвета. Такие же серые круглые шапочки носили тевтонские "услужающие братья" ("сарианты") и "полубратья", о которых пойдет речь чуть ниже.2."Братья-сарианты":"Братья-сарианты" ("услужающие братья", лат.: "фратрес сервиентес", нем.: "сариантсбрюдер", "диненде брюдер" или просто "динер" - "буквально: "слуги") именовались в просторечии "серыми плащами" (нем.: "граументлер"), поскольку вместо белого "господского" плаща "братьев-рыцарей" ("герренмантеля") носили поверх одежды длинный плащ без рукавов серого цвета (нем.: "сариантсмантель").Под серым плащом "сарианты" носили в мирное время длинный серый "конвентуальный" кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное - серое полукафтанье-"ваффенрок" (становившееся, с течением времени, все короче, как и белое полукафтанье тевтонских "братьев-рыцарей"), надевавшееся поверх доспехов. Комплект обмундирования "братьев-сариантов" был аналогичен упомянутому выше рыцарскому (вплоть до "зимних" вариантов одежды, подбитых овчиной или козьим мехом).Летом утепленные "зимние" плащи и полукафтанья сдавались на хранение ризничему (нем.: Trappier) Ордена; взамен них выдавались "летние" варианты тех же элементов орденского облачения.Говоря об орденском облачении "братьев-сариантов", нам представляется необходимым подчеркнуть следующее обстоятельство.Существует широко распространенное (как за рубежом, так и у нас в России) и глубоко укоренившееся (но от того не менее ошибочное) представление, будто бы "братья-сарианты" Тевтонского ордена носили на своих серых плащах и

7)"зимнее" военное полукафтанье, подбитое черной овчиной или черным козьим мехом (нем.: "курсит");

5)белая дорожная (походная) ряса (лат.: "каппа", нем.: "рейземантель") с черным крестом на груди и спине, длинными рукавами и капюшоном, именовавшаяся также "дождевиком" (нем.: "рейнмантель");

4)черная куртка ("якка") с длинными рукавами (надевавшаяся поверх исподней полотняной рубахи и носившаяся в военное время под доспехами);

3)две пары черных "штанов" (по две черных штанины и по гульфику в каждой паре);

2)две пары белых полотняных подштанников (состоявшая из двух штанин и гульфика каждая);

IV.Во что они были одеты.1."Братья-рыцари":"Братья-рыцари" Тевтонского ордена именовались в просторечии "белыми плащами", поскольку носили поверх одежды длинный белый плащ-мантию, или "господский плащ" (по-немецки: "герренмантель") без рукавов с черным орденским крестом (форма и размеры которого менялись с течением времени; размеры креста постепенно увеличивались) на левом плече ("напротив сердца"). Под белым "господским" плащом братья-рыцари носили в мирное время длинный "конвентуальный" черный кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное время - надевавшееся поверх доспехов укороченное (доходившее до колен в XII-XIV и до середины бедер в XV-XVI вв.) белое полукафтанье (нем.: "ваппенорок" или "ваффенрок", франц: "сюрко") с черным крестом на груди и спине (также принимавшим со временем все большие размеры). Это белое полукафтанье вошло в употребление в период пребывания тевтонских рыцарей в Святой Земле, чтобы жаркое палестинское солнце не так накаляло рыцарские кольчужные доспехи.Кроме плаща, кафтана и полукафтанья, в комплект обмундирования тевтонского "брата-рыцаря" входили:1)две белые полотняные рубахи с длинными рукавами;

Тактическое построение (в частности, в битве при Танненберге 15 июля 1410 г.) орденского войска состояло из большого числа конных арбалетчиков (спешивавшихся в бою) и меньшего числа тяжеловооруженных рыцарей (строившихся "клином").Пешие воины использовались, главным образом, в орденском флоте, при обороне замков, крепостей и городов, сопровождении транспортных колонн и при охране обоза, оставленного конным войском, ушедшим жечь и грабить достояние прусских (или литовских) язычников.III."Копье", или "глефа".Самое мелкое подразделение тяжелой орденской конницы именовалось "копьем" (по-немецки: "глеве", "глефе", "глефа", "ланце" или "шпис"). "Глефа" (само это слово означает копьевидное оружие с длинным древком и плоским, клинкообразным наконечником) была не тактическим, а чисто организационным подразделением. В отличие от "копий" "мирских" рыцарских войск Западной Европы (которые могли насчитывать в своем составе до нескольких десятков человек, в зависимости от богатства возглавлявшего "копье" рыцаря-феодала), тевтонская "глефа" состояла из троих человек - из одного тяжеловооруженного конника и его оруженосца ("кнаппе"), а также из одного конного арбалетчика. На этих троих воинов Пресвятой Девы Марии приходилось в общей сложности четыре лошади. Каждый из трех конников "глефы" имел свою собственную походную лошадь, а тяжеловооруженный конник  - еще и тяжелого боевого коня, которого в походе вел в поводу его оруженосец.Тяжеловооруженный конный латник именовался "шписфюрером" или "глефнером". На марше доспехи рыцаря были навьючены на его боевого коня, в то время как оруженосец вез щит и копье "глефнера". Лишь в непосредственной близости от неприятеля "глефнер" в подходящем месте облачался в доспехи. Всякий рыцарь, желавший иметь собственного оруженосца, должен был при вступлении в Тевтонский орден внести в качестве "вклада" не менее четырех лошадей (во всяком случае, в германских владениях Тевтонского ордена). "Человеком чести" (нем.: "эрбаром") считался лишь тот, кто, кроме оруженосца (не имевшего собственного вооружения), выставлял хотя бы одного стрелка.Контракты, заключавшиеся Тевтонским орденом с предводителями наемников (нем.: "зёльднеров" - от слова "зольд"="жалованье", происходящего от названия средневековой итальянской монеты "сольдо", или от названия позднеримской золотой монеты "солидус", или "солид"), предусматривали, что каждый "шпис" в составе наемного отряда также должен был включать в свой состав троих человек и четырех лошадей (например: "Сорок хорошо вооруженных рыцарей и оруженосцев и сорок стрелков" или: "Сто глеф добрых рыцарей и кнехтов в полном вооружении...и к ним сто стрелков. Эти сто глеф должны иметь четыреста лошадей").Во время похода орденского войска Тевтонского ордена на остров Готланд, с целью очистить его от шаек морских разбойников-"витальеров" (1404 г.), каждый вооруженный арбалетом "брат-рыцарь" получал, в качестве конюха, собственного "кнехта", а все прочие арбалетчики - лишь одного "кнехта-конюха" на двоих.

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА.I.Боевое построение.В полевых сражениях войско Тевтонского (Немецкого) Ордена обычно строилось в три линии, или эшелона (по-немецки: "треффен"). Третью линию составлял резерв. Каждый "треффен" состоял из нескольких боевых отрядов (по-немецки: "шлахтгауфенов"), представлявших собой тактические подразделения. В свою очередь, каждый "шлахтгауфен" состоял из нескольких "знамен", или "хоругвей" (по-немецки: "баннеров"), а каждое "знамя" - из нескольких отрядов (по-немецки: "труппов" - просьба не путать с трупами).Острие передового "шлахтгауфена" тевтонского орденского войска составляли рыцари в тяжелых доспехах, построенные клином ("по-немецки: "ди шпиц"). В зависимости от количества тяжеловооруженных конников, составлявших острие клина, сам клин мог быть больше или меньше. Были возможны варианты, когда в первом ряду стояло трое рыцарей, во втором - пятеро, в третьем - семеро, в четвертом - девять и т.д. Чаще всего "клин" состоял в общей сложности из 50-80 рыцарей, в то время как основную часть "шлахтгауфена" составляло двигавшееся вслед за тяжело воруженными рыцарями, построенное вытянутым четырехугольником, формирование конных рыцарей в облегченном вооружении и "услужающих братьев" ("слуг", "сариантов"), представлявших, по сравнению с рыцарями, меньшую боевую ценность и обладавших меньшим боевым опытом.За отрядом этой средней и легкой кавалерии в некоторых случаях выстраивалась орденская пехота.Рыцарский "клин" мог состоять либо из одного большого "баннера", либо из нескольких более мелких. Когда нам приходится читать о "клине", состоящем из нескольких "баннеров", то остается не ясным, где в таком случае располагались знамена и предводители этих мелких "баннеров", поскольку первый "баннер" клина считался знаменем всех "баннеров", входивших в этот клин. Прикрытие знаменосца составляли рыцари, вооруженные мечами, булавами ("штрейткольбенами") и шестоперами. Иногда рыцари этой "знаменной группы" имели по два меча каждый. А вот копий им не полагалось (чтобы они, захваченные общим наступательным порывом, не атаковали неприятеля "по-рыцарски", с копьем наперевес, забыв о порученной им охране знамени).Тактическая цель атаки в клинообразном строю заключалась в прорыве неприятельского строя, чтобы потом повернуть и рассечь и без того распадающееся неприятельское формирование на несколько частей. Вероятно, за рыцарями следовали легковооруженные отряды, занимавшиеся уничтожением противника, утратившего боевой порядок. Клинообразное построение использовалось тевтонами задолго до битвы при Танненберге (15 июля 1410 г.), в частности, в Прибалтике. В орденских хрониках (в частности, у Генриха Латышского), упоминается боевой порядок под названием "шигкунге" (хотя ныне точно не известно, как он выглядел).II.Походное построение.На марше в голове орденского войска следовал конный авангард (нем.: "фортраб", "реннфане"), а замыкал колонну арьергард (нем.: "нахгут"). Если войско передвигалось по неприятельской территории, оно шло в сомкнутом строю. При снятии с лагеря никто не должен был садиться на коня или надевать вооружение без приказа. Каждый должен был оставаться в своей группе или "ротте", к которой он был приписан (Правила, 46). Без соответствующего приказа не разрешалось снимать доспехи, шлем, щит и оружие.В пункте XXIII Законов Верховного магистра тевтонов (Гохмейстера) Дитриха фон Альтенбурга (1335-1341) сказано, что все братья должны оставаться и передвигаться под знаменем (в составе "знамени"- В.А.), за исключением тех случаев, если предводитель их "баннера" или его помощник пошлют их куда-либо с поручением. Пункт 5 закона V Верховного магистра Винриха фон Книпроде (1351-1382) говорит: "Брат, коий в походе (нем.: "рейсе", "рейзе" или "райзе") будет послан к знамени (зачислен в состав "знамени" - В.А.), не должен удаляться от оного без приказа". Слуги ("кнехты") должны были в походе ехать вслед за братьями-рыцарями, каждый за своим господином. Если рыцари соединялись в отдельный отряд (нем.: "шар"), то "кнехты" должны были ехать перед ними или рядом с ними, держа в поводу боевых коней (в походе рыцари ехали не на боевых конях, а на походных лошадях).В опасных местах ("внушающих страх") братьям не дозволялось без приказа разнуздывать лошадей. Когда братья садились на боевых коней, им не дозволялось поворачивать их без приказа. В пору Средневековья среди рыцарей часто возникали споры и даже конфликты из-за права непременно первым атаковать неприятеля (первым войти с боевое соприкосновение с противником считалось делом чести, ради этого рыцари нередко ломали строй, приводя тем самым свое войско к поражению).Поэтому Правила Тевтонского ордена строжайшим образом регламентировали все действия каждого члена ордена на марше и в бою, с целью недопущения подобных конфликтов между "братьями-рыцарями" и самовольных действий. Если бы "братья" самовольно, "ища себе чести и славы" (как говорится о дружинниках-курянах в "Слове о полку Игореве"), вырывались вперед, это могло бы привести к катастрофическим последствиям для орденского войска. Поэтому за подобные проступки предусматривалась суровая кара. Никому из братьев не дозволялось атаковать без приказа или до того, как переходил в атаку предводитель "баннера" (нем.: "баннерфюрер"). Братья, которым было поручено прикрывать знамя, обязаны были находиться в его непосредственной близости. Потеря знамени (или самовольная подача им каких-либо сигналов) каралась смертной казнью. Перед отдачей маршалом или предводителем "баннера" приказа атаковать оруженосцы (нем.: "кнаппен") собирались с вьючными лошадьми под знаменем, которое держал один из "братьев-сариантов" (сержантов), и молились за своих ушедших в бой хозяев, не принимая сами участия в сражении. Сами оруженосцы (возившие за "братьями-рыцарями", которым они служили, их щиты и копья), имели на вооружение только кинжалы для самообороны и в бою обычно участия не принимали (за исключением критических ситуаций). В сомкнутом строю орденские бойцы оставались только до момента вхождения в боевое соприкосновение с противником. С началом схватки строй распадался на множество отдельных поединков. Тяжеловооруженные рыцари не могли атаковать с копьями наперевес в сомкнутом строю без интервалов, не имея свободы маневра и свободного пространства для разгона, необходимого для нанесения таранного удара. Они шли в атаку коротким или медленным галопом, почти что рысью. Обычно бой начинали конные арбалетчики, стоявшие на флангах и перед готовым к бою конным формированием ордена. Отстрелявшись, арбалетчики отступали в тыл конному формированию.Тактическое боевое построение в соответствии с Уставом Ордена тамплиеров, применявшееся войском Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии в ранний период его существования (в Святой Земле), отличалось от описанного выше "классического". В Святой Земле вооруженные "кнехты", державшие копья рыцарей, стояли перед группой рыцарей, каждый перед своим господином. Невооруженные оруженосцы ("кнаппен") с походными лошадьми находились в последней линии. Как правило, тяжеловооруженные рыцари образовывали первую линию, а "братья-сарианты", имевшие среднее вооружение - вторую. Легкая конница (так называемые "туркопулы"), набиравшиеся из палестинских, сирийских и армянских христиан (а впоследствии - из осевших в Святой Земле потомков крестоносцев-"франков", "пулланов" и даже из местных мусульман), стояла на флангах.В Пруссии и Ливонии ситуация изменилась. Разделение орденского войска на отдельные отряды (крестоносцев изо всех градов и весей Европы, ополчений орденских комтурий, ополчений подчиненных ордену епископств и городов), выступавших каждый под собственным "баннером", делало фронт орденского войска более широким, за счет меньшей глубины построения.

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА21 июля 2009. Разместил:

Комментариев нет:

Отправить комментарий